«Мужи росские доблестные воины. При набегах немного рабов взять удается от них, ибо неволе предпочитают все они смерть»
Захарий Ритор, V век н.э.
Мало кому в нашей стране неизвестно имя русского солдата Евгения Родионова, героически погибшего в Первую Чеченскую войну, в 1996 году. Его подвиг обычно связывается с православием, и я не отрицаю право православных христиан на почтение памяти этого человека. Тем не менее, я хотел бы рассмотреть взгляд русского язычника на эту ситуацию и показать свой, как язычника, взгляд на события.
Найти подробную историю жизни и смерти Евгения несложно, поэтому изложу ее кратко.
Он был обычным русским парнем - жил простой жизнью, в армию не стремился, в церковь не ходил. Но бегать от военкомата не стал и попал на войну. На заставе в тот трагический день их было четверо - все срочники, мальчишки 19 лет. Застава не была серьезно укреплена и не считалась важной (там не было даже шлагбаума), но парни отнеслись к своей задаче серьезно. Остановив подозрительную машину скорой помощи, доверху набитую оружием, они подписали себе смертный приговор. Все четверо попали в плен и не смогли позвать на помощь - их гарнизон был в стельку пьян по случаю христианского "дня святого Валентина". Пленные русские солдаты были расстреляны чеченскими боевиками, за исключением Евгения, которому неоднократно предлагалось сменить православную веру на ислам и встать на сторону чеченских боевиков. Он этого не сделал и был зверски убит: ему отрезали голову по местному обычаю, в его день рожденья - 13 мая. Этот древний обычай гласит, что если отрезать врагу голову, его дух не сможет вернуться с Того Света, дабы преследовать обидчика. Значит этого парня явно считали действительно опасным, в отличие от остальных, чуяли в нем силу духа.
Посмертно Евгений был награжден орденом Мужества, его подвиг общепризнан.
Позднее зафиксировано, что русские добровольцы в Сербии взывали к Евгению Родионову как к святому, прося о заступничестве. Несмотря на то, что в русском народе Евгений уже почитается святым мучеником, официально РПЦ его святым не признает (он пока не канонизирован), потому что он не вел церковной жизни и не был набожным, а его мощи не пахнут ладаном. Даже крест, который он носил, он отлил самостоятельно. Он стал его оберегом.
Так значит, его подвиг лежит несколько в другой плоскости и дело тут не в православии, раз РПЦ его святость не признает?
Еще раз отмечу различие: у народа есть свое мнение, а у попов - свое. Язычники всегда ориентировались на народные воззрения, так почему мы не в праве на почтение этого героя?
"Русские не сдаются" - известный лозунг, но не все знают, что этому правилу следовали еще древние русы, имевшие поверье, что тот кто был рабом при жизни, останется им и после смерти. Русы старались в плен не сдаваться ни при каких обстоятельствах, вплоть до совершения самоубийства. Поэтому, что древних русов, что современных русских крайне сложно обратить в бегство или заставить сдаться - "русские не сдаются". Тот, кто духом слаб, никогда не сможет соблюсти этот жесткий обычай. Евгений знал, что его ждет, но предпочел остаться русским.
Поступок Евгения - это в первую очередь проявление величия Русского Духа. Честь русского воина, верность Родине и погибшим товарищам, а так же верность той религии, которую он считал русской. Выбирая между жизнью предателем всего, что свято для русских, и смертью, выбор пал на смерть и 2000 лет назад, бытовали точно такие же воззрения. Евгений показал своим подвигом, что Свободным можно быть даже в плену, делая свой собственный выбор, не смотря ни на что. И я уверен, что в Ином Мире, великие предки приняли его как равного.