Языческий форум БУЯН Языческий форум БУЯН

АвторСообщение
администратор




ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.07 17:46. Заголовок: Святые места


Кидайте сюда информацию об известных вам языческох святых местах!
Многие из них, сейчас застроены домами, либо на них поставлены православные храмы...
Такова жизнь: свято место пусто не бывает.

Желательно, выкладывать саму информацию, а не ссылки.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 9 [только новые]


администратор




ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.07 18:08. Заголовок: Капище Ярилы Дом на ..


Капище Ярилы
Дом на Котельнической набережной, Москва;
Капище Мокоши
Большая Ордынка, Москва;
Капище Велеса
Храм Христа Спасителя, Москва;
Авраамиевский монастырь, Ростов;
Усадьба А.Н. Островского, Калужская обл.;
Капище Хорса
Усадьба А.Н. Островского, Калужская обл.;
Капище Лады
Шумское святилище, Украина;

 цитата:
"Исследовано в 1966 г. Русановой И.П. в Шумске близ Житомира. Датируется VIII-IX вв.
Святилище было устроено на отроге невысокого берега реки Гнилопять, занимало «укромное место». Представляло собой врезанную в грунт неглубокую плоскую яму размерами 14х11 м. В яме обнаружены камни, следы столбов, кострища. Неподалеку от святилища находился могильник.
Конфигурация ямы сложная. И.П. Русанова называет святилище крестообразным, Б.А. Рыбаков упоминает о «…гигантской женской фигуре, распростертой по высокому берегу реки. …фигура помещена головой на север» (цитата приводится по источнику [1]).
В кострище найдены кости птицы и быка, на площади святилища - пряслица для веретен.
Литература:
Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.


Усадьба А.Н. Островского, Калужская обл.;
Капище Радегаста
Город-святилище Ретра, Германия;
Капище Рода
Звенигород, Украина;

 цитата:
На рубеже X-XI веков возник крупный культовый комплекс на берегу реки Збруч в Галиции (современная Украина).
Время появления этого центра не случайно - здесь на глухом лесном урочище Медоборы в землях волынян и белых хорватов, нашли свою «сукраину» язычники, бежавшие из Киева и других городов и селений во время христианизации Руси князем Владимиром и его последователями. Как сообщают нам летописи, христианизация шла «огнем и мечем».
На достаточно небольшом промежутке правобережья реки Збруч (около 10 км в длину) были сосредоточены три городища-святилища (одно из которых - Звенигород - имело три капища), пять курганных могильников и несколько синхронных поселений. Все святилища располагались на вершинах холмов и возвышались над рекой. Имели они валообразные насыпи, перекрытые, например, на городище Говда каменными вымостками. Наиболее известным из них является городище Богит - именно там по предположению ученых стоял когда-то знаменитый Збручский идол.
В 1848 году местными жителями была извлечена со дна реки Збруча каменная статуя, имевшая четыре грани, на каждой из которых было выбито изображение лика. Идол был разделен на три части олицетворявшие небесный, земной и подземный миры. Лики богов и их атрибуты находились в верхней части под общей шапкой. Хоровод людей был изображен в средней. В нижнем мире помещалось на коленях некая антропоморфная фигура поддерживающая два верхних яруса. По академику Б.А.Рыбакову идол олицетворял собой божество Вселенной - Рода.
Культовый комплекс на Збруче прекратил свое существование во времена монголо-татарского нашествия в XIII веке. Каменные изваяния (их в этой округе нашли несколько, но до нас дошло лишь одно) перед надвигающейся опасностью были спрятаны (либо похоронены) в реке.


Капище Святовита
Остров Рюген (Буян), Германия;

От себя добавлю:
Капище Радегаста
Остров Рюген (Буян), Германия;
Капище Сивы
Остров Рюген (Буян), Германия;
Капище Прове
Остров Рюген (Буян), Германия;
Капище Поревита
Остров Рюген (Буян), Германия;
Капище Яровита (Ярилы)
Вольгаст, Германия; (?)

Так же нашёл несколько "странных" заявлений:
Капище Дажьбога
Усадьба А.Н. Островского, Калужская обл.;
Капище Чернобогу
Кафедральный собор, район художественной галереи, Пермь;
долина реки Кыртык – славянский Храм Сатурна-Чернобога;
Капище Купале
Москворецкий мост – московский Кремль, Москва; Думаю, что имеется ввиду Ярила?
Капище Триглава
Свентокжицкие горы, верховья Вислы, Польша;

 цитата:
Целый комплекс подобных Шлонже горных святилищ имеется в Свентокжицких горах в верховьях Вислы.
Центральное место здесь занимает капище на Лысой Горе. Площадка его окружена каменным валом, местами прерывающимся и не имеющим прямого оборонительного значения: как и на других славянских культовых объектах, вал и ров играли роль защиты от злых сил.
Как и на Шлонже, здесь выявлены следы ритуальных костров на валу и остатки жертвоприношений. По находкам керамики и синхронным славянским поселениям у подножья горы, время существования святилища относят к IX-XI векам.
В 1166 году на Лысой Горе построена церковь Святой Троицы.
Но и в позднейшие времена здесь продолжали устраивать языческие праздники, а само место почитаемо в народе и по сей день.
Изначально капище, вероятно, было посвящено Триглаву (языческая троица, составляемая из наиболее почитаемых в данном племени трех богов) - этот культ был особенно распространен у западных славян. Об этом может свидетельствовать освящение построенной на руинах церкви в честь Троицы.
Лысая Гора, а так же синхронные ей Добжешувское городище и святилища на горах Гродовой, Столовой и Синевке принадлежат предкам современных поляков.



Капище в урочище Гнилой Кут, г. Городок, Россия
Исследовано в 1975 г. Приходнюком А.М. на поселении VI-VII вв. в урочище Гнилой Кут на окраине г. Городок на Подолии.
Состояло из прямоугольной площадки (2,3х1,5 м), выложенной небольшими плоскими камнями, и круглого кострища, расположенного в углублении около восточного края площадки.
Среди остатков костра найдены фрагменты глиняной посуды и обожженные кости животных.
В.В. Седов относит это святилище к тому же типу, что и Киевское.
Литература:
Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.

Киевское святилище, Украина
Открыто в 1908 г., повторно исследовано в 1937 г. Датируется VIII-X вв.
Расположено на Андреевской горе, в средней части довладимирова города, в самой сердцевине княжеского двора.
Капище образовывало в плане неправильный четырехугольник с округленными углами и с четырьмя прямоугольными выступами, ориентированными по сторонам света. Сложено насухо из неотесанных камней. Размеры площадки 4,2х3,5 м, высота 0,4 м.
К югу от площадки обнаружен слой пережженной глины с большим количеством костей домашних животных.
По мнению первого из исследователей капища (Хвойко В.В.), в этом месте располагался жертвенник.
Литература:
Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.

Красногорское святилище, Смоленская область, Россия
Датируется VIII-X в. Расположено в Смоленской области.
Святилище представляло из себя искусственно отсыпанную горизонтальную площадку в виде правильного круга, окруженную кольцевым валом, высота которого не превышала высоты площадки. С одной стороны вал был разомкнут, образуя проход. В центре площадки обнаружена яма, в этом месте находилась статуя.
В траншее, заложенной в восточной части площадки, на материке обнаружена вымостка размерами 3,5х3 м.
Вымостка сложена в один ярус из непригнанных друг к другу булыжников и колотого камня. Все камни носили следы огня, выше залегал слой золы с остатками обгорелых бревен.
По предположению В.В. Седова, вымостка была сооружена перед отсыпкой возвышения, и на ней был зажжен ритуальный костер, чтобы освятить место будущего святилища.
Литература:
Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.

Нижне-воргольское святилище
близ села Нижний Воргол в бассейне среднего Дона, Россия
Исследовано Москаленко А.Н. в 1966 г. на городище роменско-боршевской культуры у села Нижний Воргол в бассейне среднего Дона.
Расположено (подобно Ходосовичскому) в мысовой части.
Представляло из себя круглую глинобитную обожженную площадку диаметром 12 м.
В ее середине обнаружена яма от деревянного идола, а вблизи - жертвенник (сильно прокаленная глина с золой). Площадку окаймляли ямы, предназначенные для разведения ритуальных костров.
В золе жертвенника найдены железные наконечники стрел и кости лошади.
Литература:
Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.

Святилище близ хутора Пустынка, Украина
Найдено в 1974 г. Березанской С.С. Датируется XV-XII вв. до н.э.
Открыто близ хутора Пустынка, на берегу Днепра западнее Чернигова. Одно из двух святилищ праславянской деревни (19 жилых и 14 хозяйственных построек).
Святилище «…расположено в западной части поселения на возвышенном участке берега в 20 м от воды. Оно было наземным. Судя по конфигурации столбовых ям, помещение имело круглую форму диаметром около 10 м. Внутри него, приблизительно в центре, находились еще четыре ямы, образующие неправильный четырехугольник размерами 3,5х4м.» Цитата из источника [1].
На полу святилища обнаружен ров размерами 0,5х3 м., глубина его 30 см. В ровике обнаружены зола, мелкие кальцинированные кости, а также осколки зернотерок (более 120), сильно обожженные.
Литература:
Березанская С.С., «Пустынка. Поселение эпохи бронзы на Днепре.», Киев, 1974;
Рыбаков Б.А., «Язычество древних славян», М.: Наука, 1994 г.

Святилище в Ржавинском лесу
Северная Буковина
Это святилище исследовано в 1976 г. Б.А. Тимощуком.
Расположено в Ржавинском лесу (Северная Буковина), на высоком всхолмлении около ключей. Находилось в центре гнезда славянских поселений VIII-X вв.
Центральная площадка святилища ровная, округлая, в диаметре 24 м. Была обнесена валом высотой 1,5 м и рвом шириной 5-6 м. На вершине вала обнаружены площадки из камней, по предположению исследователя использовавшиеся для разведения ритуальных костров. Ниже по склону располагался второй концентрический вал с примыкающим рвом (диаметр 60 м). На вершине второго вала также были устроены площадки-уступы для ритуальных костров.
На склоне первого вала при раскопках обнаружен четырехгранный каменный столб (высота 2,5 м, размеры основания 0,6х0,9 м). Кверху столб становится более тонким, какие-либо изображения на нем отсутствуют. По предположению исследователя, столб был установлен в центре круглой площадки и выполнял функции идола.
Литература:
Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.

Ходосовичское святилище на берегу озера Святое, Россия
Небольшое племенное святилище. Открыто в 1972 г. Датируется X-XI в.
Расположено на берегу оз. Святое, на мысе вытянутой вдоль края озера песчаной дюны.
Центральная площадка святилища горизонтальная, круглая в плане. Диаметр ее около 7 м. Площадка окольцована канавкой глубиной 0,4 м (по предположению исследователей, на месте канавки стоял невысокий частокол). В центре площадки открыта яма от деревянного столба-идола.
С четырех сторон на расстоянии до 2 м. от края площадки имелись четыре ориентированных по сторонам света углубления, в которых во время ритуалов горели костры (раскопками зафиксировано только три ямы с кострищами, так как западный край святилища подмыт водами озера). Углубления корытообразные, в плане имеют серповидную форму.
Литература:
Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.07 11:50. Заголовок: "Бесов Камень..


"Бесов Камень"
Языческая святыня Ижорского плато.
( камень-колдун, чертов камень, камень Велеса...)
Следы языческого прошлого древней Руси активно искоренялись на протяжении нескольких эпох. Самые ранние свидетельства тому на северо-западе нынешней России - новгородские летописи16в., затем были периоды петровской "культурной революции" и коммунистической борьбы с пережитками. Множество святынь древней веры было уничтожено. вырублено священных деревьев, взорвано и запахано культовых камней, но перед некоторыми оказались бессильны веяния эпох и идеологических течений.
Одним из таких памятников является т.н. "Бесов камень" известный также как камень Велеса, колдун-камень, Чертов-камень и проч. Данный объект расположен на Ижорском плато, в нынешнем Волосовском районе ленинградской области, само название района и его центра, города Волосово происходит от имени древнего "скотьего" бога Велеса(в другой транскрипции Волоса).
"Бесов камень" это огромный валун высотой 4-5м, в обхвате - 38м.(!!!). Расположен он в лесу среди заболоченной местности, однако несмотря на это полностью лежит на поверхности(вероятно расположен на островке из коренных пород - известняков). На вершине валуна имеется уступ напоминающий сиденье(или ступень?) и выбито некое неясных очертаний изображение, на северной стороне валуна выбито два косых креста размерами примерно 40х30см. В настоящее время место вокруг валуна довольно обжито - к нему приставлена лестница, рядом следы костров, к нему ведет достаточно протоптанная тропа, на вершине оставляют в дар камню монеты.

Изображение(?) на вершине камня

"Бесов камень" - общий вид.

Согласно легендам можно долго плутать в лесу, но так и не дойти до камня, -"плохого человека камень не подпускает", и на самом деле камень расположен примерно в ста метрах от кромки леса, однако из-за окружающих его елей, можно пройти в десяти метрах не увидев его. Нижние грани камня имеют сколы, подтверждающие предание о том, что в период искоренения веры "скверных арбуев" была предпринята попытка уничтожить камень, для чего он был обложен деревьями, подожжен и обливался водой из окрестных болот - что должно было по мысли блюстителей православной веры расколоть камень перепадом температур. Однако похоже от него откололись только небольшие нижние части. Предположительно на камне были языческие символы-узоры, однако при обследовании его в 2003 году удалось рассмотреть только два косых креста на северной стороне камня и несколько неопределенных знаков на вершине(по некоторым сведениям христиане выбили на камне буквы православных молитв - на вершине есть несколько меток напоминающих буквы латиницы, впрочем возможно это уже следы современных посетителей).


на фото: кресты выбитые на "Бесовом камне"

Окрестности "Бесова камня" изобилуют другими памятниками средневековой истории Ижорского плато, невдалеке расположен курганный могильник из примерно сотни насыпей высотой до 2м. и имеются два камня с выбитыми изображениями - предположительно трехпалым следом и неопределенным петроглифом (возможно копытом?).

Изображение(-копыто?) на одном из камней в поле, недалеко от места "Бесова камня", размер 10х13см., глубина резьбы 1-3см.

Изображение на другом камне напоминает трехпалый след или трилистник, выбито на глубину 1см.

Камень с "трилистником"- общий вид, петроглиф указан стрелкой.

Вид на курганный могильник у близлежащей д. Волгово

Источник:
http://perpettum.narod.ru/velestone.htm

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Советник




ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.07 01:29. Заголовок: Я пропустил, или нет..


Я пропустил, или нет?..
Белые Боги.
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=273

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.07 10:56. Заголовок: А СлЕдовцы ничего не..


А СлЕдовцы ничего не писали о своём путешествии туда?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.08 21:02. Заголовок: Древослав, можно поп..


Древослав, можно поподробнее о святилищах АРКОНЫ. Я там буду в конце апреля.
Святилище Свентовита - ясно, а где находились остальные?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.08 10:40. Заголовок: Честно говоря, я не ..


Честно говоря, я не очень силён в географии)
В Арконе был храм Святовита, но Аркона - это не весь Буян.
На Буяне было ещё несколько культовых мест.
Дуб с кабаньими челюстями, дуб свитый с берёзой...
Прове, Радегаст и Сива - это Боги окрестных Буяну земель.
Где были их святилища на самом Буяне я не знаю.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




ссылка на сообщение  Отправлено: 16.07.08 00:52. Заголовок: Наименование первого..



 цитата:
Наименование первого московского храма в честь Рождества святого Иоанна Предтечи на Боровицком холме, срубленного из деревьев сакральной рощи, явно указывает на бытовавшие здесь прежде языческие празднества. .



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.08 12:48. Заголовок: Корректно ли, с ваш..


Корректно ли, с вашей точки зрения, использование термина «святой» по отношению к любому языческому месту, празднику, богу, предмету и тд.?
По моему мнению, этот термин совершенно не подходит, так как:
Во-первых, слово начало использоваться в христианской традиции:
В памятниках первоначальной христианской древности, до половины IV в. и даже до V в., как у восточных, так и у западных христиан слово святой — греч. ἅγιος, лат. Sanctus;
«свято́й» (от праслав. svętъ; мн. ч. — святы́е) — в христианстве (за исключением некоторых протестанстских конфессий) благочестивый и добродетельный человек, канонизированный церковью, являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за членов церкви, еще живущих на земле.
Можно предположить, что термин не мог первоначально использоваться для обозначения чего-либо в языческой традиции славян, так как христианство зародилось в I веке на иудейских землях в контексте мессианских движений иудаизма. Уже во времена Нерона (с 50 по 54 гг.) христианство было известно во многих провинциях Римской империи.
А славяне появляются в письменных источниках под своим именем в VI в (напр.: Иордан. О происхождении и деяниях готов).

Во-вторых, сейчас этот термин используется исключительно в контексте христианской мысли :

Возьмём хотя бы словарь Ушакова Д.Н.:
СВЯТОЙ

СВЯТОЙ (святый церк., устар.), святая, святое; свят, свята, свято.

1. В религиозных представлениях - обладающий абсолютным совершенством и чистотой, божественный (религ.). Святой дух. Святая церковь.

2. В тех же представлениях - праведный, непорочный, отвечающий религиозному идеалу (религ.). Святой человек. Под старость лет один седой монах святым житьем, молитвами спасался. Пушкин.

3. в знач. сущ. святой, святого, м., святая, святой, ж. В христианском культе - человек, проведший свою жизнь в защите интересов церкви и религии и после смерти признанный непререкаемым образцом христианской жизни и покровителем верующих (церк.). Культ святых. Причисление к лику святых. Он, по словам бабушки, гол, как турецкий святой. Лесков. Дядя Петр тоже был грамотен и весьма начитан от писания, они всегда спорили с дедом, кто из святых кого святее. М. Горький.

4. В христианском культе - прил., по знач. связанное с таким человеком (церк.). Накажи, святой угодник, капитана Борозду. Пушкин. Святые мощи перенести, поставить их в соборе. Пушкин.

5. в знач. сущ. святые, святых, ед. святой, святого, м. Иконы с изображениями таких людей (реч. устар.). Под святыми стол дубовый. Пушкин. Под святыми в уголке робко притаилась. Жуковский.

6. В христианском культе - наделенный божественной благодатью, являющийся источником божественной силы (церк.). Святая вода. Святые дары (причастие).

7. перен. Проникнутый чем-н. высоким, возвышенный, идеальный (поэт., устар.). Молчит его святая лира. Пушкин.

как бог свят (разг. устар.) - перен. обязательно, во всяком случае. Имение как бог свят продам и промотаю и тебе полушки не оставлю. Пушкин.


Поэтому, на мой взгляд, в отношении язычества корректно использовать термин «священный»

Словарь Ушакова:
СВЯЩЕННЫЙ

СВЯЩЕННЫЙ, священная, священное; священ, священна, священно (книжн.).

1. Обладающий святостью, признаваемый божественным (церк.). Священное писание.

2. Связанный с религиозным культом, относящийся к богослужению (церк.). Священные гимны. Священная утварь.

3. Оправдываемый религией, соответствующий религиозно-нравственному идеалу (церк., ритор.). Священные войны (напр. мусульман против христиан).

4. перен. Необычайный, возвышенный, как бы мистический (поэт., устар., иногда ирон.). Будь Вестой этого священного огня. который горит в моей груди. Гончаров. В священном сумраке дубравы задумчиво брожу. Батюшков. И при тебе душа полна священной тишиной. Баратынский. Прежде всего меня объял священный ужас. Салтыков-Щедрин. Священный трепет.

5. перен. Дорогой, заветный (книжн. ритор.). Я никому не мог сказать священных слов "отец" и "мать". Лермонтов. Ее уж нет, но рай воспоминаний священных мне оставила она. Языков. Все отдать для отчизны священной. Некрасов. Имя его (Пушкина) - священный авторитет для каждого русского читателя. Чернышевский. Коммунизм - наше красное знамя и священный наш лозунг - борьба. Революц. песня. Социалистическая собственность священна и неприкосновенна.

6. перен. Чрезвычайно почетный, высокий, исключительный по важности. неукоснительный (книжн. торж.). обязанность для меня - дело священное. Гоголь. Священная обязанность. Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Конституция СССР.

Либо :
Значение
-относящийся к религиозному культу. ( В Евангелиях, священных книгах христиан, рассказывается о рождении Иисуса Христа. Почитание священных гор, рек, деревьев, а среди животных — коров, слонов, обезьян и змей и по сей день остается характерной особенностью индуизма. Борис Малышев. Индуизм. 2001. (цитата из Национального корпуса русского языка) )
-перен. проникнутый благоговением, благоговейным трепетом. ( Все, что человек может тогда сделать, это пасть ниц в священном ужасе, поклоняясь Тому, Кто непостижим и вместе с этим открылся ему в такой близости и таком дивном сиянии. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. О Боге. 1982. (цитата из Национального корпуса русского языка,)
-перен. в высшей степени почитаемый и значимый. ( Есть священные символы и мировые идеи, которые заставляют дрожать самые сокровенные струны сердца: такое значение имеет, например, христианский Царьград и крест на св. С.Н. Булгаков. Сион. 1915. (цитата из Национального корпуса русского языка )


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.08 12:56. Заголовок: al Этот вопрос сле..


al
Этот вопрос следовало вывести отдельно. Но ответ краток, поэтому оставлю.
al пишет:

 цитата:
Корректно ли


Да, корректно. Святой - это светлый. Это русское слово. То, что оно "приватизированно" христианами неважно, культы Богов они тоже "приватизировали" как святых. Но мы не будем изобретать нового только потому, что старое похищено. Нам чужого ненадо, но и своего мы не отдадим на откуп чьим-то амбициям и брезгливости.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка не в тему свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Бензогенераторы, бензогенератор, электростанции
Языческий форум БУЯН
Яндекс цитирования