Капище Ярилы
Дом на Котельнической набережной, Москва;
Капище Мокоши
Большая Ордынка, Москва;
Капище Велеса
Храм Христа Спасителя, Москва;
Авраамиевский монастырь, Ростов;
Усадьба А.Н. Островского, Калужская обл.;
Капище Хорса
Усадьба А.Н. Островского, Калужская обл.;
Капище Лады
Шумское святилище, Украина;
цитата: |
"Исследовано в 1966 г. Русановой И.П. в Шумске близ Житомира. Датируется VIII-IX вв. Святилище было устроено на отроге невысокого берега реки Гнилопять, занимало «укромное место». Представляло собой врезанную в грунт неглубокую плоскую яму размерами 14х11 м. В яме обнаружены камни, следы столбов, кострища. Неподалеку от святилища находился могильник. Конфигурация ямы сложная. И.П. Русанова называет святилище крестообразным, Б.А. Рыбаков упоминает о «…гигантской женской фигуре, распростертой по высокому берегу реки. …фигура помещена головой на север» (цитата приводится по источнику [1]). В кострище найдены кости птицы и быка, на площади святилища - пряслица для веретен. Литература: Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г. |
|
Усадьба А.Н. Островского, Калужская обл.;
Капище Радегаста
Город-святилище Ретра, Германия;
Капище Рода
Звенигород, Украина;
цитата: |
На рубеже X-XI веков возник крупный культовый комплекс на берегу реки Збруч в Галиции (современная Украина). Время появления этого центра не случайно - здесь на глухом лесном урочище Медоборы в землях волынян и белых хорватов, нашли свою «сукраину» язычники, бежавшие из Киева и других городов и селений во время христианизации Руси князем Владимиром и его последователями. Как сообщают нам летописи, христианизация шла «огнем и мечем». На достаточно небольшом промежутке правобережья реки Збруч (около 10 км в длину) были сосредоточены три городища-святилища (одно из которых - Звенигород - имело три капища), пять курганных могильников и несколько синхронных поселений. Все святилища располагались на вершинах холмов и возвышались над рекой. Имели они валообразные насыпи, перекрытые, например, на городище Говда каменными вымостками. Наиболее известным из них является городище Богит - именно там по предположению ученых стоял когда-то знаменитый Збручский идол. В 1848 году местными жителями была извлечена со дна реки Збруча каменная статуя, имевшая четыре грани, на каждой из которых было выбито изображение лика. Идол был разделен на три части олицетворявшие небесный, земной и подземный миры. Лики богов и их атрибуты находились в верхней части под общей шапкой. Хоровод людей был изображен в средней. В нижнем мире помещалось на коленях некая антропоморфная фигура поддерживающая два верхних яруса. По академику Б.А.Рыбакову идол олицетворял собой божество Вселенной - Рода. Культовый комплекс на Збруче прекратил свое существование во времена монголо-татарского нашествия в XIII веке. Каменные изваяния (их в этой округе нашли несколько, но до нас дошло лишь одно) перед надвигающейся опасностью были спрятаны (либо похоронены) в реке. |
|
Капище Святовита
Остров Рюген (Буян), Германия;
От себя добавлю:
Капище Радегаста
Остров Рюген (Буян), Германия;
Капище Сивы
Остров Рюген (Буян), Германия;
Капище Прове
Остров Рюген (Буян), Германия;
Капище Поревита
Остров Рюген (Буян), Германия;
Капище Яровита (Ярилы)
Вольгаст, Германия; (?)
Так же нашёл несколько "странных" заявлений:
Капище
Дажьбога Усадьба А.Н. Островского, Калужская обл.;
Капище
Чернобогу Кафедральный собор, район художественной галереи, Пермь;
долина реки Кыртык –
славянский Храм Сатурна-Чернобога;
Капище Купале
Москворецкий мост – московский Кремль, Москва;
Думаю, что имеется ввиду Ярила? Капище
Триглава Свентокжицкие горы, верховья Вислы, Польша;
цитата: |
Целый комплекс подобных Шлонже горных святилищ имеется в Свентокжицких горах в верховьях Вислы. Центральное место здесь занимает капище на Лысой Горе. Площадка его окружена каменным валом, местами прерывающимся и не имеющим прямого оборонительного значения: как и на других славянских культовых объектах, вал и ров играли роль защиты от злых сил. Как и на Шлонже, здесь выявлены следы ритуальных костров на валу и остатки жертвоприношений. По находкам керамики и синхронным славянским поселениям у подножья горы, время существования святилища относят к IX-XI векам. В 1166 году на Лысой Горе построена церковь Святой Троицы. Но и в позднейшие времена здесь продолжали устраивать языческие праздники, а само место почитаемо в народе и по сей день. Изначально капище, вероятно, было посвящено Триглаву (языческая троица, составляемая из наиболее почитаемых в данном племени трех богов) - этот культ был особенно распространен у западных славян. Об этом может свидетельствовать освящение построенной на руинах церкви в честь Троицы. Лысая Гора, а так же синхронные ей Добжешувское городище и святилища на горах Гродовой, Столовой и Синевке принадлежат предкам современных поляков. |
|
Капище в урочище
Гнилой Кут, г. Городок, Россия
Исследовано в 1975 г. Приходнюком А.М. на поселении VI-VII вв. в урочище Гнилой Кут на окраине г. Городок на Подолии.
Состояло из прямоугольной площадки (2,3х1,5 м), выложенной небольшими плоскими камнями, и круглого кострища, расположенного в углублении около восточного края площадки.
Среди остатков костра найдены фрагменты глиняной посуды и обожженные кости животных.
В.В. Седов относит это святилище к тому же типу, что и Киевское.
Литература:
Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.
Киевское святилище, Украина
Открыто в 1908 г., повторно исследовано в 1937 г. Датируется VIII-X вв.
Расположено на Андреевской горе, в средней части довладимирова города, в самой сердцевине княжеского двора.
Капище образовывало в плане неправильный четырехугольник с округленными углами и с четырьмя прямоугольными выступами, ориентированными по сторонам света. Сложено насухо из неотесанных камней. Размеры площадки 4,2х3,5 м, высота 0,4 м.
К югу от площадки обнаружен слой пережженной глины с большим количеством костей домашних животных.
По мнению первого из исследователей капища (Хвойко В.В.), в этом месте располагался жертвенник.
Литература:
Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.
Красногорское святилище, Смоленская область, Россия
Датируется VIII-X в. Расположено в Смоленской области.
Святилище представляло из себя искусственно отсыпанную горизонтальную площадку в виде правильного круга, окруженную кольцевым валом, высота которого не превышала высоты площадки. С одной стороны вал был разомкнут, образуя проход. В центре площадки обнаружена яма, в этом месте находилась статуя.
В траншее, заложенной в восточной части площадки, на материке обнаружена вымостка размерами 3,5х3 м.
Вымостка сложена в один ярус из непригнанных друг к другу булыжников и колотого камня. Все камни носили следы огня, выше залегал слой золы с остатками обгорелых бревен.
По предположению В.В. Седова, вымостка была сооружена перед отсыпкой возвышения, и на ней был зажжен ритуальный костер, чтобы освятить место будущего святилища.
Литература:
Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.
Нижне-воргольское святилище
близ села Нижний Воргол в бассейне среднего Дона, Россия
Исследовано Москаленко А.Н. в 1966 г. на городище роменско-боршевской культуры у села Нижний Воргол в бассейне среднего Дона.
Расположено (подобно Ходосовичскому) в мысовой части.
Представляло из себя круглую глинобитную обожженную площадку диаметром 12 м.
В ее середине обнаружена яма от деревянного идола, а вблизи - жертвенник (сильно прокаленная глина с золой). Площадку окаймляли ямы, предназначенные для разведения ритуальных костров.
В золе жертвенника найдены железные наконечники стрел и кости лошади.
Литература:
Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.
Святилище близ хутора
Пустынка, Украина
Найдено в 1974 г. Березанской С.С. Датируется XV-XII вв. до н.э.
Открыто близ хутора Пустынка, на берегу Днепра западнее Чернигова. Одно из двух святилищ праславянской деревни (19 жилых и 14 хозяйственных построек).
Святилище «…расположено в западной части поселения на возвышенном участке берега в 20 м от воды. Оно было наземным. Судя по конфигурации столбовых ям, помещение имело круглую форму диаметром около 10 м. Внутри него, приблизительно в центре, находились еще четыре ямы, образующие неправильный четырехугольник размерами 3,5х4м.» Цитата из источника [1].
На полу святилища обнаружен ров размерами 0,5х3 м., глубина его 30 см. В ровике обнаружены зола, мелкие кальцинированные кости, а также осколки зернотерок (более 120), сильно обожженные.
Литература:
Березанская С.С., «Пустынка. Поселение эпохи бронзы на Днепре.», Киев, 1974;
Рыбаков Б.А., «Язычество древних славян», М.: Наука, 1994 г.
Святилище в
Ржавинском лесу Северная Буковина
Это святилище исследовано в 1976 г. Б.А. Тимощуком.
Расположено в Ржавинском лесу (Северная Буковина), на высоком всхолмлении около ключей. Находилось в центре гнезда славянских поселений VIII-X вв.
Центральная площадка святилища ровная, округлая, в диаметре 24 м. Была обнесена валом высотой 1,5 м и рвом шириной 5-6 м. На вершине вала обнаружены площадки из камней, по предположению исследователя использовавшиеся для разведения ритуальных костров. Ниже по склону располагался второй концентрический вал с примыкающим рвом (диаметр 60 м). На вершине второго вала также были устроены площадки-уступы для ритуальных костров.
На склоне первого вала при раскопках обнаружен четырехгранный каменный столб (высота 2,5 м, размеры основания 0,6х0,9 м). Кверху столб становится более тонким, какие-либо изображения на нем отсутствуют. По предположению исследователя, столб был установлен в центре круглой площадки и выполнял функции идола.
Литература:
Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.
Ходосовичское святилище на берегу озера Святое, Россия
Небольшое племенное святилище. Открыто в 1972 г. Датируется X-XI в.
Расположено на берегу оз. Святое, на мысе вытянутой вдоль края озера песчаной дюны.
Центральная площадка святилища горизонтальная, круглая в плане. Диаметр ее около 7 м. Площадка окольцована канавкой глубиной 0,4 м (по предположению исследователей, на месте канавки стоял невысокий частокол). В центре площадки открыта яма от деревянного столба-идола.
С четырех сторон на расстоянии до 2 м. от края площадки имелись четыре ориентированных по сторонам света углубления, в которых во время ритуалов горели костры (раскопками зафиксировано только три ямы с кострищами, так как западный край святилища подмыт водами озера). Углубления корытообразные, в плане имеют серповидную форму.
Литература:
Седов В.В., «Восточные славяне XI-XIII вв.», в сборнике «Археология СССР», под ред. Рыбакова Б.А., изд-во «Наука», 1982 г.