Языческий форум БУЯН Языческий форум БУЯН

АвторСообщение
администратор




ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.11 17:29. Заголовок: Происхождение и суть культа Ярилы.


Происхождение и суть культа Ярилы.

Свет и сила, Бог Ярило.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше.
А.Н. Островский

Начать изучение культа Ярилы следует с его более древнего варианта - культа варяжского (русского) Яровита.
Вот фрагмент описания храма Яровита в Вольгасте:
"На стене висел щит удивительной величины, искусной работы, золотым листом обтянутый, который трогать никому из смертных не дозволялось <...> и никогда, кроме как во время войны, нельзя было сдвигать с места. Он <...> богу их Яровиту, который по-латыни зовется Марс, был посвящен, и они верили, что во всякой битве будут победителями, имея его впереди себя." Герборд. Житие епископа Оттона (XII в.)
9.IV (то есть 23 апреля по н.с. - праздник Ярилы Вешнего) в городе гаволян (Гавельберге) отмечено слудующее: "Ведь в самый день его прихода, город, повсюду увешанный знаменами, справлял праздник некоего идола Яровита." Эббон. Житие Оттона, епископа Бамбергского (XII в.)
О сути культа Яровита известно следующее:
"[В Волегоще] жрец, который там служил идолу, войдя ночной порой в соседний лес, стал в жреческом облачении на высоком месте, у дороги, среди густых кустов. И, подняв руку, так обратился к некоему крестьянину, который шел из села на базар: "Эй, добрый человек!" Тот, обернувшись в ту сторону, откуда услышал голос, в кустах человека в белоснежном одеянии, при невероятном свете, увидел и испугался. А он: "Стой и слушай, что я скажу. Я - твой бог. Я покрываю всходами поля и листьями леса. Плоды полей и деревьев, приплод скота и все, что служит нуждам людей, в моей власти. Это я даю моим почитателям и тем, кто презирает отвергающих меня." (Герборд)
Из описания следует, что:
1. Яровит является Богом Плодородия, т.к. появление всех живых растений и приплод животных - в его власти.
2. Главенство культа Яровита во время войны говорит о нем, как о воинском. Да и само слово "вит" вполне может трактоваться как "витязь", т.е. воин. Кроме того Оттон прямо отождествляет Яровита с Марсом.
3. Златой щит Яровита был круглым, т.к. в те времена русы (они же руги, как два варианта произношения слова "ruhs") носили именно круглые щиты:
"У самого Океана (обитают) ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племен — круглые щиты, короткие мечи и покорность царям."
Публий Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии (I-II вв. н.э.)
Золото - солнечный металл и выглядит солнце абсолютно круглым. Это свидетельствует о том, что Яровит - это солнечный культ, т.к. основным его атрибутом является солнечный символ.
Жрец Яровита стоял на возвышенности, что так же связано с солнечным культом (это будет пояснено далее). А само описание появления крестьянина, идущего на базар (хотя речь о ночи) свидетельствует, что описаная ситуация произошла на рассвете, при появлении первых лучей солнца.
4. Отсыл к Плодородию и намек на солнечный культ, дает основания полагать у Яровита вцелом производительные функции. Если он наделяет все живое жизненной (солнечной) силой - энергией, то она же течет и в человеке, проявляясь в интимной сфере (как плодородие). Стало быть, Яровит покровительствует и этому.
Тотемом Яровита является волк, что следует из названия города, где стоял его храм - Вольгаста (ср. былинного Вольгу, Волха, "волка").
Связь между Ярилой и Яровитом очевидна уже хотя бы из их званий. Слово "яровит" означает "ярый витязь", а "ярило" - просто "ярый". Даже если кто-то и не согласен с трактовкой, отрицать общий корень "яр" в этих словах невозможно.
Само слово "яр" имеет несколько значений:
1."Яра" - весна, "яровые" (например о злаках) - весенние, "ярка" - молодая (ранняя) овечка (овечки рождаются только весной), яровик (гриб, бычок, барашек) - весенний, ранний, молодой. Это говорит о связи Ярилы-Яровита с земледельческим культом, т.е. с Плодородием, т.к. полевые работы начинаются весной.
2. Корень "яр" есть и в слове "ярость", "разъяренный", т.е. взбешенный. Ярость в бою - это неистовство, боевой задор, отвага и безудержная храбрость. Это связывает Ярилу-Яровита с воинским культом. А дрвенерусское слово "ярыцы" прямо обозначает "доспехи, латы, шелом" (см. словарь Даля).
3. Слово "ярость" связывается с кипением, огнем, переполняющей человека огненной силой. "Яркое" - это о Солнце, либо огне. В словаре Даля слово "ярый" трактуется как "огненный, пылкий, белый". В латинской транскрипции (у южнославянских народов) заметен еще один вариант значения слова "яр" ("jar") - это жар, а слово "жар" прямо относится к солнцу и огню. Есть еще и "gar" (чеш. и слав. вариант слова "jar" - жар, совпадающее с германским и эллинским "гер") - отсюда русское "гарь" (относится к огню). Связь слова "яр" с весной, говорит и о связи Ярилы-Яровита с теплом, приходящим весной, а значит и с причиной его появления - активностью солнца (солнечным жаром). "Ярилой" в окрестностях Нижнего Новгорода называется высокая гора, а возвышенности, в первую очередь связаны с солнечным культом (ср. нем. "herr" - господин, благородный, высокородный), т.к. горы и холмы (называемые "ярилины плеши") чуть ближе к солнцу. Это же относится и к полностью освещаемым солнцем "ярилиным равнинам" и "ярилиным рощам". Сюда же можно отнести значение слова "яр" (ярыга) как "овраг с крутыми берегами": синоним этого слова "круча", что связано с кручением/качением, например огненных (солнечных) колес на Купалу. Таким образом, на празднике солнца Купале, огненные колеса катаются с яров.
4. Упомянутый выше жар (как сила Ярилы-Яровита) есть и в человеке (как Плодородие). Есть понятие "любовный жар", "любовный пыл", страсть. Слово "пыл", от "пылать" - "гореть", непосредственно связано с огнём.
Тотем Ярилы, ровно как и Яровита - волк, поэтому Ярилу называют "волчий пастырь".
Сам по себе волчий культ - это культ воинский. Волк - главный хищник европейских лесов, а образ хищника логически связан с образом воина, как образ быка или тура (травоядного) - с образом земледельца. Волк "вооружен" когтями и зубами, как воин - оружием. Кровь жертвы пьянит волка, как кровь врага - воина. Волк может подолгу голодать, но это только придает ему ярости, и ярость так же единит его с воином. Волка нельзя выдрессировать и даже находясь в неволе, он не может смириться со своим положением и постоянно ходит по клетке, разминая и разогревая мышцы, чтобы воспользоваться любой возможностью обрести свободу. Так же поступают воины в мирное время - все время тренируются, потому что войну трудно предсказать и нужно быть к ней готовым всегда, всю жизнь. Стая волков, где есть вожак (зрелый и опытный, но не потерявший силы), а есть "рядовые волки", соответствует воинской дружине с воеводой и рядовыми дружинниками (что связывает волка с варягами). Волки в охоте применяют хитрость и стратегически мыслят (устраивая засады и загоняя добычу), как и воины во время войны. Русские "волкодлаки" ("длака" - шкура) или "волхи", и их деяния, обрасли множеством сказок и легенд, превратив волхов в мифических существ - оборотней, но изначально волкодлаками были люди в волчьих шкурах, которые пробирались под покровом ночи во вражеский лагерь для диверсионных операций. А диверсантом даже в современной армии может стать только лучший воин, а отнюдь не любой боец. Таким образом, волчий культ - это не просто воинский культ, а "сверхвоинский", культ героев и победителей.
На Руси образ Ярилы с крещением заменил св. Георгий, которого именно у нас (а не везде, где есть st. George) называют Победоносцем. Его образ, облаченного в броню блестающего воина на коне, с копьем пронзающим змея был основным воинским знаменем (как прежде щит Яровита), а так же известны знамена с изображением солнца, да и сам красный цвет русских знамен свидетельствует об этом. Св. Георгий был покровителем воинов (особенно героев):
Обложка журнала "Нива" работы Н. С. Самокиша (XIX в.)
До недавнего времени георгиевская лента являлась символом воинской отваги, а крест Георгия был высшей воинской наградой:
Равносторонние (равноконечные) кресты - с древнейших времен являлись символами солнца, и крест Георгия Победоносца яркий тому пример: сама награда даже внешне напоминает солнце с расходящимися лучами.
Даже белый цвет на имперском флаге символизировал именно "белого всадника" (см. словарь Даля, где "белый" - это "ярый") - св. Георгия (согласно указу Александра II).
Важно отметить, что исторически христианский святой Георгий Каппадокийский прославился отнюдь не воинскими подвигами: служа в армии, он дезертировал, чтобы проповедовать христианство и в итоге принял смерть за веру. Дезертир не может быть примером для воинов, ровно, как и их покровителем. Для воина, дезертир - это предатель и никак иначе. К тому же, в то время всадник - это показатель знатности и высокого воинского чина. У христиан существует предание: "Чудо Георгия о Змии", где он представляется героем, который убил змея - дракона и освободил девушку. Сюжет о спасении прекрасной девушки от дракона или змея, уничтожающего людей и разоряющего города намного древнее не только св. Георгия Каппадокийского, но и вообще христианства.
Миф о Змееборце - один из основополагающих мифов культуры европейцев. Его суть в противостоянии между воинственным Богом Солнца и змеевидным духом Скверны, где Бог Солнца побеждает Змея, как правило копьем, хотя есть и другие варианты по части оружия. Копье и стрелы символизируют солнечные лучи, а сам образ воина пронзающего змея, вероятно, соотносится с тем, как первый луч солнца пронзает черную грозовую тучу, закрывшую светило от людей. Всепобеждающая сила Солнца развеивает тьму, пронзает ее лучами. В героях же видятся дети Солнца, которые подобно Ему сражаются со злом, даруя людям жизнь (защищая их жизнь). Обратите внимание, что только европейцы сражаются со змеями-драконами, в то время как в Китае, например, драконов свято почитают.
Вот несколько примеров Змееборцев.
Фракийский Бог Солнца Герос (Херос), так же называемый просто героем (часто heros, реже heron, - вспомните о кентавре/всаднике Хейроне, учившем змееборца Геракла), иногда Ероном (eron) или же "фракийским всадником":

Алтарь Героса с латинской посвятительной надписью. Археологический музей, Филиппы.

Рельеф с изображением Героса. Национальный исторический музей Болгарии.
Египетский Бог Солнца Ра побеждает водного змея Апопа, который проглатывает воды (мешая установленному миропорядку):

Образ египетского змееборца наиболее заметно искажен, по сравнению с другими. Ра даже не лично побеждает Змея, а пронзает его один из прислужников Ра. То есть, в культе Ра сохранился лишь отголосок европейского Змееборца. Это так же подтверждается тем, что в Египте был межрасовый плавильный котел из европеоидов и негроидов, и это не могло не отразиться на культуре и воззрениях.
Египетский Бог Солнца Гор (он же скифский Хорс) побеждает крокодила:

На лицо классический европейский образ Змееборца с незначительным национальным колоритом: змей заменен на крокодила. Еще раз отмечу, что Гор - не сугубо египетский культ, а заимствованный у скифов во время длительной войны культ Хорса. Сугубо египетский Бог Солнца - это Ра.
Скифский Хорс был довольно популярен на Руси, вследствие близкого родства и соседства наших народов.
Культ Хорса имел ярко выраженные черты Бога Солнца и соответственно Змееборца. Вот пример:
"Перед городом мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч"
Иоганн Давид Вундерер, 1589-1590 гг., описание двух языческих идолов у Пскова.
Эллинский Бог Солнца Аполлон побеждает змея Пифона разорявшего Элладу и пожиравшего людей, выпустив в него 100, либо 1000 стрел:
Средневековая гравюра.

Статуя Аполлона убивающего ящерицу (символ Пифона): копия изготовлена в первые столетия Римской империи с утраченного бронзового оригинала, который Плиний Старший приписывает Праксителю.
Эллинский полубог (народный герой) Геракл/Геркулес (обратите внимание на схожесть имени с фракийским Геросом), воспитанник кентавра (т.е. всадника) побеждает Змея - Гидру Лернейскую, уничтожавшую людей:
Оригинал: терракота.
Гидра не всегда изображалась многоголовой, т.к. она вообще символизирует змею, а многоголовость показывает ее суть: уничтожить Скверну сложно, либо вообще невозможно (например, в египетском варианте с Ра и Апопом, бой происходит каждую ночь), у нее множество проявлений. Геракл в итоге длительного боя сжег Гидру огнем.
Статуя Геракла:

И даже будучи еще младенцем, Геракл уже стал змееборцем, задушив подосланных в его кроватку змей. Фактически, он рожден Змееборцем.
Персидский Бог Солнца Митра (копия индийского Митры-Варуны) сражается со Змеем Гочихаром (этот сюжет изображен на стеле из Нойен-хайма), который крадёт солнце.
В русских былинах змееборцы: Илья Муромец (сражает со Змеем Горынычем), Алеша Попович (с Тугариным Змеем), Добрыня Никитич (со Змеищем), Михайло Потык (со Змеем) и Никита Кожемяка (со Змеем). В чистом виде культ змееборца ни в одной из былин не представлен, т.к. былинные герои - это собирательный образ народных героев, в том числе и имеющих в прошлом реальные прототипы.
Даже у христиан образ Змееборца присутствует сразу у трех святых, что явно говорит об общем прототипе всех этих воззрений:

Чудо Дмитрия Солунского. (XVI в.)

Фёдор Стратилат на актовой печати Александра Невского (с оригинала XII в. Великий Новгород)
Отмечу, что день почитания св. Фёдора - 21 июня (день летнего Солнцестояния).

Георгий Каппадокийский. (Конец XV в.)
А кто же такой этот змей, которого пронзает Солнечный Бог - Змееборец? В разных культурах в Змее видели свое, но у европейцев суть одна - вредитель, уничтожитель, разрушитель. Он разрушает города, пожирает людей, мешает установленному законному миропорядку (Прави). В русских былинах, Змей - это образ врага-инородца. На Руси в змее видели сугубо негатив: имена змеи стали нарицательными, обозначая скользких (как змея), мерзких людей, предателей, вредителей. Змеюка, змеяка, змееныш, змеище, змея подколодная, гад ползучий, гадюка, гадина, гаденыш, аспид (заимствование) - все эти слова имеют негативный смысл. Есть выражение "пригреть на груди змею", что относится к человеку, который не помнит сделанного ему добра, отвечая злом, ибо такова его сущность.
Образ змеи являлся частым мотивом для оберегов, по принципу защиты от зла - злом. Змеевики (русские обереги с мотивом змей, эпохи двоеверия) по сути, аналогичны образу головы Медузы Горгоны в эллинской традиции (вероятно, это заимствование). Вот примеры змеевиков:

Змеевик Владимира Мономаха.

Змеевик. Серебро, золочение. XIII в.

Змеевик, XI в.

Змеевик, ХII в. Найден на месте средневековой деревни, известной под названием "Селище Мякинино-1", Московская область.

Змеевик, XI в.

Змеевик. Бронза, XII в.


Различные змеевики.
Невооруженным глазом видно, что змеевидные фигуры сделаны страшными и зловещими. Обратите внимание, что голова всегда направлена в сторону от человеческого тела, то есть туда, откуда может придти угроза. Разумеется, защитная сторона змеевика была наружной, а изначально, как полагают ученые, "христианской стороны" не было вовсе.
Не стоит путать образ змеи - Скверны и образ ужа - символа дождя и воды.
Замечу так же, что образ Змееборца не везде одинаковый и если у европейцев он - Солнечный Бог, то у южных народов, имеющих лишь часть европейской крови (либо инородное культурное влияние), этот культ сильно изменился. Змееборцем там является Громовержец-Покровитель (а не Солнце - Прародитель), а под Змеем подразумевается так же враждебное, но не тождественное европейскому образу Скверны.
В Легенде о св. Георгии и Змии, имя Змия не называется, т.к. это обобщенное европейское понятие, однако в Житии «противником» св. Георгия является низвергаемый святым идол Аполлона. Стало быть, враг Георгия Каппадокийского (исторического лица) - Бог Солнца (или, как считают христиане, язычество в целом, как у Змееборца), что радикально нарушает сам по себе миф о Змееборце. Ничего удивительного, что южнее Византии наблюдаются еще большие различия и Змееборцем неожиданно становится громовержец, культ которого у южных народов основополагающий.
Например, как ни странно, скандинавский громовержец Тор - змееборец, сражавшийся с водным змеем Ермунгандом. Еще путешественник и исследователь Тур Хейердал (которого нельзя упрекнуть в нелюбви к скандинавам, учитывая, что он норвежец и всю жизнь изучал свою национальную культуру) утверждал, что у скандинавов корни на Кавказе. Он был не совсем прав, но направление указал верно: это подтверждается Сагой о Инглингах, заметными параллелями различных саг с нартским эпосом, а так же присутствием в исконно нордической стране значительного процента представителей динарского расового типа, да и само слово "Асы" - это одно из названий Ясов/Азов (в честь которых названо Азовское море), которые антропологически принадлежали к динарскому типу. Но инглинги не единственный род в Скандинавии, поэтому расовый тип скандинавов до сих пор преимущественно нордический. К слову, в Сагах волк Фенрир пожирает солнце, в то время как в целом у европейцев волк - это тотем Бога Солнца, воинский тотем.
Другой пример - хеттский громовержец Тишуба, который сражается со змеем Иллуянку.

А еще южнее, индийский громовержец Индра сражается с демоном Вритрой, который лишь отчасти соответствует образу Змея. К тому же, в Индии змеи почитаются как символы мудрости и даже содержатся в домах (вместо кошек), потому что прекрасно истребляют грызунов. Того же никак нельзя сказать о Руси и Европе в целом, где символы мудрости - это филин (один из первых найденных в Европе тотемов вообще) и местами ворон (хотя в целом у русских и скифов он связывался с образом врага).
Обратите внимание на огромное сходство между изображениями солнечных Змееборцев и гербом Москвы, с изображением св. Георгия Победоносца:

В русской народной традиции св. Георгия называли Егорием или Юрием. Св. Егорий/Юрий имеет все те функции, что и Ярило/Яровит. Так же, сравните корни "яр" и "юр".
1. "Егорий землю отмыкает, весну начинает". "Всяк зверь у Егория под рукой", "Что у волка в зубах, то Егорий дал", "Юрий, вставай рано - отмыкай землю, выпускай росу на теплое лето, на буйное жито - на ядренистое, на колосистое". Все эти примеры говорят о власти св. Егория/Юрия над всякой жизнью, что животных, что растений. Он дарует скоту приплод
(руководит Плодородием) и оберегает его от хищников и болезней.
2. После того, как св. Власий (Русский Бог Волос) "сшибает рог зиме", 1 марта (день Маремьяны-Кикиморы) в народе говорят "вздел Ярило зиму на вилы" (ср. с мифом о Змееборце), а единственный крестьянский аналог копья - вилы. Георгий Победоносец покровительствует воинам и сам изображается воином. Егория же величают в народе Храбрым, а это черта воина. Воинские атрибуты св. Георгия отмечены даже в крестьянской среде.
3. Прозвание "белый всадник" (ярый) и образ блистающего доспехами воина намекает на солнечный культ. Праздники в честь Егория - круглогодичные (ср. "яр" - "year", год, солнечный цикл) (Голодный/Вешний/Зеленый, Мокрый, Студеный/Холодный/Осенний) и отсутствуют только зимой, что можно связать с ослаблением влияния Солнца на Землю и наступлением холодов. Есть и народные представления о потере Солнцем силы на зиму: ведьма-Зима превращает его в волчонка на 3 дня, и полностью свое влияние на Землю, Солнце восстановит только к весне.
4. Праздники в честь Ярилы (совпадающие по датам с Георгием/Егорием) часто несли в себе черты брачной обрядности. На Ярилу Мокрого (в этнографии праздник называется просто "Ярило") помимо ярмарок, развлечений с участием тамады, кулачных боев, и славления св. Юрия проходили парные танцы (из 8 пар) под названием бланжа (род кадрили, по Далю). Так вот, именно на эти танцы девушкам разрешалось сходить "поневеститься".
День летнего солнцестояния - Купала, был днем влюбленных, и традиция сохранила участие культа Ярилы в обрядах этого дня. Обратите внимание, что этот праздник не весенний, а летний. Таким образом, праздники в честь Ярилы охватывают 3 сезона: Вешний, Осенний, Мокрый, Купала. "Похороны Ярилы" являются не более чем неправильной трактовкой обычая похорон жертв купальских брачных испытаний (а впоследствии их чучел, когда эти испытания перестали проводить), с призывами к Яриле принять их души. Это отмечается античными авторами, которые поясняют происхождение их обряда "колодец Венеры" (он же "колодец Любви") от гипербореев, живущих на острове (т.е. жителей о. Буяна).
На Юрьев день, крестьяне выходили "выкликать волка" и рекли следующее: "Волк, волк, скажи, какую животину облюбуешь, на какую от Егория тебе наказ вышел?". В день Юрия Студеного/Холодного (а так же весной - на Голодного), люди подкармливали волков, чтобы они от голода не нападали на скот, т.к. опьяненный кровью волк мог задрать все стадо. И именно св. Георгия/Юрия/Егория в народе именуют "волчьим пастырем", что связывает его с культом Ярилы/Яровита, тотемом которого так же является волк.
Епископ Оттон Бамбергский отметил параллель между Яровитом и римским Марсом. Так вот, даже римский Бог Войны Марс изначально имел еще и функции Плодородия, поэтому его месяц именно март, время начала крестьянских работ. Копье Марса - символ мужской силы. Логично, что и Арес так же изначально был не только покровителем Воинов, но и Богом Плодородия. По преданию, Афина основала государство и учредила Ареопаг ("холм Ареса"). На нем собирался совет старейшин, которыми в древние времена были воины, дожившие до седин, т.е. это, по сути, правители-генералы. Сами по себе слова "просвещенные" (умные) и "просветленные" (мудрые) уже указывают на общий корень "свет/свят", а значит и на солнечный культ. И если на возвышенности собираются мудрые воины, то им логично действовать под эгидой Бога Солнца. То есть, функции Ареса (в изначальном варианте) тождественны функциям русского Ярилы: Плодородие, Война, а главное Солнечный культ.
И последнее: среди всех функций Ярилы, именно Солнечная является основной, потому что именно энергия солнца является основной силой, дарующей жизнь. Солнце зачинает новую жизнь, которая прорастет плодами Земли. Не будет солнца - не будет жизни. В древности это не было новостью и для земледельца, и для воина - они жили в Природе, простейшие законы которой очевидны. Та же ярая солнечная сила есть и в войне, и в любви, и во всем на Земле. А война - это, по сути, та же жатва (ровно, как и Богиня Смерти изображается жницей), что связывает военные трофеи воина с трофеями труженика - урожаем.
Думаю, приведенных доказательств и логических рассуждений более чем достаточно, чтобы не сомневаться в том, что Ярило вовсе не аналог Диониса или Вакха, а главный Бог русского пантеона, что с точки зрения науки, что с точки зрения язычества, религии, которая основана на законах природы, а значит не противоречащей науке: мы все живем в Солнечной Системе - Системе Ярилы. И восприятие Ярилы исключительно как весеннего божества Плодородия - крайне ограниченное и по сути неверное, т.к. упускается основной смысл - солнечный культ, а причина заменена на следствие. Да и как у весеннего божества может быть праздник в ноябре? Вопрос же эротических функций можно было и не выносить отдельно, т.к. это логически проистекает из функции Плодородия, так что акцент на этой функции ставить нелогично. Главное понять суть: отдельные факты складываются в мозаику, формируя древнейший общеевропейский образ Бога Солнца. У разных европейских племён его называли по-разному: Гер, Хер, Ер, Йер, а у русов он - Яр, Ярило-Яровит.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 51 , стр: 1 2 3 ВСЕ [только новые]





ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.11 16:43. Заголовок: Предлагаю выдержку и..


Предлагаю выдержку из Фаминцына "Божества славян" с описание празднества Ярилы в Воронеже.
"...В Воронеже - читаемъ в жизнеописании приосв.Тихона, Епископа Воронежскаго - исстари и вероятно последуя еще более древнему славянскому празднеству, былъ некоторый праздник называвшийся Ярило и отправлявшийся ежегодно передъ заговеньем Петрова поста до вторника самого поста.В сии дни весъ городский а также окрысный сельский народъ съезжался на прежде бывшую за старыми московскимя воротами въ Воронеже площадьсоставлял род ярмарки и въ домахъ по городу делались приготовления к сим дням, как бы к какому-нибудь знаменитому празднеству.На сборище сие избирался человекъ, котораго обвязывали всякими цвътами, разными лентами и колокольчиками, на голову надевался колпак, сделаный изъ бумаги, раскрашенный и развязанный всякими лентами, лицо его намазывали румянами.В руки давали позвонки.В таком нарядъ ходил онъ пляшущий по площади, сопровождаемый толпами народу обоего полу и назывался Яриломъ.Повсюду видимы были пляски, игры и танцы, лакомства и пьянство, страшные кулачные бои, отъ коих часто праздникъ сей бывал ознаменованъ смертоубийствами и увечъями людей.
Сам преосв Тихон, уничтоживший праздник въ Воронеже, в увещаниям къ жителям указанного города, представляетъ картину безчиннаго разгульнаго веселия народа во время празднования Ярила...".
Фаминцын, Божества славян, стр.226.
В данном труде также указывается о праздновании Ярилы в "...Калязинском уъзде Тверской губ. подъ старой сосной, где позже, когда обряд изчез, народ собирался по привычке для гуляния, В Галичъ Костромской губ. в начале нынешняго столътия(1884 год написания книги ) напаивали какого-нибудь старика. шутили надъ ним и забавлялись, какъ над представителемъ Ярила...Тоже самое игрище происходило в Кинешме(теперешняя Ивановская обл.)...Ярилово поле въ Костроме, Ярилова роща подъ Кинешмой, Ярилова долина подъ ВладимиромЯрилов овраг въ Переяславль-Залесскомъ уездъ...".
Извиняюсь за стилистику... Хоть автор книги описывает и славянских богов, но интерес есть, хотя бы к тому, как долго - до 19 века - жива традиция/язычество в народе. Хотя, как обзор божеств интересен.
Извиняюсь за стилистику.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




ссылка на сообщение  Отправлено: 14.06.11 19:03. Заголовок: lelick14 Кстати, са..


lelick14
Кстати, сам Тихон Задонский никаких подробностей не описывает, за исключением танцев, алкоголя и кулачных боёв. Но даже если кого-то и наряжали Ярилой, то это по-сути тамада, что я указал в статье.
lelick14 пишет:

 цитата:
напаивали какого-нибудь старика. шутили надъ ним и забавлялись, какъ над представителемъ Ярила


Такое жуткое неуважение к старику наглядно демонстрирует, что традиция традиции рознь. У быдла тоже своя традиция. Вопрос в том, каковы мы и какую мы передадим дальше.
Либо... всё совсем не так, как преподносит автор.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 17.06.11 08:17. Заголовок: Скорей всего напаива..


Скорей всего напаивали не в том смысле что бы поиздеваться, а как сейчас бывает - напаивают тамаду или ещё какого шута, что бы было ему сподручнее и легче было(без замыкания) играть и обыгрывать шутки. У нас на Руси острить, шутить любили, обыгрывалось буквально всё. Даже попов в простынях и с умывальниками, в которых угли лежали (хотя считали себя православными в доску)
Вспомните масленицу, там тоже многое обыгрывается с шутками. Разве кто то ходит с гробовым лицом, потому как мару жгут? Все воспринималось чз шутки, буквально.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




ссылка на сообщение  Отправлено: 17.06.11 11:42. Заголовок: Драгомир пишет: нап..


Драгомир пишет:

 цитата:
напаивают тамаду или ещё какого шута


Вполне возможно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
представитель


ссылка на сообщение  Отправлено: 21.06.11 21:37. Заголовок: Древослав отличная с..


Древослав отличная статья. Все по полочкам разложил. Побольше бы таких статей. А то обычно напишут две строчки, а дальше додумывайте сами. Вот еще бы про других Богов и на сайт выкладывать в соответствующем разделе, а то на форуме не удобно искать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




ссылка на сообщение  Отправлено: 22.06.11 11:31. Заголовок: Волкояр Я был вынуж..


Волкояр
Я был вынужден подробно писать, потому что именно вокруг культа Ярилы очень много всякого бреда. По сути, погань представляет его "весенним мальчиком с пиписькой", что в корне неверно.
Я очень долго собирал информацию и готовился к написанию статьи, но последней каплей стал личный мотив) На моих глазах, вменяемому человеку "не в теме", который понимал суть культа Ярилы совершенно верно, пытались промыть мозги и "просветить" его "недалёкого", как оно всё "на самом деле". Это и стало последней каплей.
А прочитав эту статью, становится не только понятно, кто такой Ярило, но и возникают другие вопросы. Например, неужели погани неизвестно то, что я написал? Там ведь ничего сложного.
Скорее эта информация для них неудобная, т.к. при таком подходе Перун - явно лишний, а то, что он (Перкунас) громовержец, который сражается со змеевидным Вельсом (у которого на Руси нет и не может быть змеиного культа Скверны) уже говорит, что они представители разных мировоззрнческих систем. И Перун тут получается заезжий культ с Юга. =)))
И становится непонятно, кто же такой Дажьбог. А это не более чем ославяненный аналог кельтского Дагды, а не какой-то самостоятельный культ.
Связь Ярилы с огнём, должна породить вопрос, почему погань считает Богом Огня - Сварога (хотя это просто одно из имён Волоса) или какого-то иранского Семаргла.
Да и много ещё чего...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
представитель


ссылка на сообщение  Отправлено: 22.06.11 11:57. Заголовок: Древослав, даже если..


Древослав, даже если им разжевать и в рот положить, все равно не признают. Сколько годков фантазировали, что даже сами скорей всего в это верят.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
представитель


ссылка на сообщение  Отправлено: 22.06.11 14:36. Заголовок: А идеологам погани э..


А идеологам погани это вкладывать и ни к чему. Это больные, конченые люди, и чем красочнее будет их бред, тем лучше - его будет проще разглядеть обычному человеку.
Как уже сказал Древослав - берет обида за людей, интуитивно тяготеющих к русскому, но которым навязывают погань - для них и пишется.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
представитель


ссылка на сообщение  Отправлено: 22.06.11 20:57. Заголовок: Здравия! Древ, недав..


Здравия!
Древ, недавно наткнулся, улыбнуло : Даждьбог ( Тарх Перунович) сын Перуна, брат Тары.
Если любопытно, посмотри в википедии про тарха и тартарию.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.11 11:56. Заголовок: Борей Это, между пр..


Борей
Это, между прочим, Рыбаков Б.А. "постарался"... Он необоснованно связал культ Дажьбога со скифским Колаксаем, а русская сказка о Тархе Тарховиче (который у инглингов почему-то стал Перуновичем) связывается со скифским Таргитаем (что скорее всего правомерно).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
представитель


ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.11 20:37. Заголовок: Любопытно, где можно..


Любопытно, где можно эту сказку почитать? Автор?
в гугле что то не находится, может название у нее другое?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.11 10:29. Заголовок: Древослав пишет: Эт..


Древослав пишет:

 цитата:
Это, между прочим, Рыбаков Б.А. "постарался"... Он необоснованно связал культ Дажьбога со скифским Колаксаем, а русская сказка о Тархе Тарховиче (который у инглингов почему-то стал Перуновичем) связывается со скифским Таргитаем (что скорее всего правомерно).


Я перечитаю, но на сколько я помню,Рыбаков сравнил Таргитая с Аполлоном Таргелием.Где связь Аполлона с Дажбогом-не ясно.
Сказка о Тархе Тарховиче в сборнике сказок Афанасьева.Могу попробовать найти(сборник у меня есть) и отсканировать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.11 11:20. Заголовок: Святогор Да ненадо...


Святогор
Да ненадо. Проще в текстовом варианте найти. У меня, думаю, есть.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
представитель


ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.11 21:40. Заголовок: Благодарю! скачиваю ..


Благодарю!
скачиваю Афанасьева 3 тома. есть в тырнете в разных форматах.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.11 08:59. Заголовок: Борей Афанасьев "..


Борей Афанасьев "Народные русские сказки"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
представитель


ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.11 12:14. Заголовок: Борей, поаккуратнее ..


Борей, поаккуратнее с Афанасьевым - там очень много неадеквата)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
представитель


ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.11 18:15. Заголовок: lelick14 Они самые ..


lelick14 Они самые ))

Insoaf Дык сказки ведь, мона и неадеквата малеха

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
представитель


ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.11 18:25. Заголовок: А...я про его "П..


А...я про его "Поэтические воззрения...")

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 29.06.11 13:39. Заголовок: Insoaf Нет,нет.Тут р..


Insoaf Нет,нет.Тут речь именно про источники.Именно сказки.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
представитель




ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.12 13:25. Заголовок: Благодарю очень инте..


Благодарю очень интересная информация.
всегда интересовался этим богом. наверное это из за имени и дня моего рождения но не суть важно.
Я тут полазил по сайту лазил ну залез естественно в раздел Родство. естественно возникли кое какие вопросы:
1При чём тут вообще Троица? Ладно я понимаю Триглав, но причём в язычестве вообще троица?
2куда делась большая часть богов славянских? Где Перун, где Стрибог, где Дажьбог, где Белобог с Чернобогом, где Морана, где Желя и прочие русские боги?
С уважением Юрий

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 51 , стр: 1 2 3 ВСЕ [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка не в тему свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Бензогенераторы, бензогенератор, электростанции
Языческий форум БУЯН
Яндекс цитирования